Содержание


                                                           6. История тольтеков

 

Города, расположенные на северном побережье Азии, упомянуты в истории тольтеков, в описаниях их перехода в Америку. Тольтеков своими предками считали и майя, и ацтеки. Вся  мифология мексиканских народов <науа>, к которым относят и ацтеков, пронизана воспоминаниями о полярной прародине. Известно, что мифология мексиканских народов и евразийских, также покинувших полярную прародину, чрезвычайно схожа. То, что мексиканские сказки совпадают до мельчайших подробностей с русскими сказками, показала еще Е.П. Блаватская.

Два брата, прежде чем отправиться в царство Шибальба, сажают каждый по тростнику в бабушкином дворе, чтобы по их росту или увяданию можно было узнать, живы они или мертвы. То же самое делают и русские братья. Только сажают березки.   - <Но когда мы обнаруживаем почти полное тождество между характерными признаками Царевны Милитриссы с луною надо лбом, которая находится в постоянной опасности быть захваченной Змеем Горынычем (или Драконом), который играет такую выдающуюся роль во всех русских народных сказках; и обнаруживаем подобных же действующих лиц в мексиканских легендах, - до мельчайших деталей включительно, - то мы можем задержаться и спросить самих себя, нет ли здесь чего-то большего, чем простое совпадение>.

Е.П. Блаватская также отмечает поразительное сходство ацтекского и еврейского языка, а А.В. Богданов - сходство славянского, еврейского и языков майя.

Самоназвание народов <Науа> - буквально означает <Те, кто живет по правилам>. Нужно ли напоминать, что халдейское обозначения  библейского Ноя - Нуах, бог, движущийся по водам, также обозначает и праведника.

На языке Тота Ану - небо, Ах - ибис, символизирующий Луну. Ану-ах. Небесная птица. Или лунное небо.

Бог огня у мексиканцев называется Тата - наш отец. Он же самый старый из богов Уэуэтеотль (старый-старый Теотль). Тео - так называется бог не только у науа.

Богиня Луны, разумеется, Ситатли, где Атль - вода, она, как и Сита и Изида, является и  богиней воды.

Известно, что трипольская цивилизация очень близка с цивилизацией индейцев майя. Изображения трипольцев не оставляют в этом никаких сомнений (рис.6-1).

Трипольцы и тольтект - родственники по крови  < Поляне, яже ныне рекомые Русь> - это и есть трипольцы. Ареалы распространения трипольской культуры и расселения славян-полян полностью совпадают. Они также применяли подсечное земледелие.

Это и есть те самые <словене> - <владеющие словом>. Аз Буки Веди. Я Буквы Знаю. Первичность славянской письменности не только относительно латинской, но даже и <древнеегипетской> настолько очевидна, что не заметить этого невозможно. Разве только нахлобучив <ученый> колпак по самое <не хочу>.

В.С. Янович <Великая Скифия: история докиевской Руси. - М.: Алгоритм, 2008.> отмечает родство трипольцев  и майя. Однако в объяснение этого факта приводит фантастическую байку Джеймса Черчварда. Якобы, по преданиям индейцев, после изгнания с Американского континента они приплыли в Бирму и Индию, а потом двинулись на Запад.  Где и основали  крито-микенскую и трипольскую цивилизацию. 

Не нужно выдвигать фантастических гипотез, объясняя это сходство. Когда с Атлантидой не срослось, нам стали подсовывать великий континент Му Ра, который упоминается в древних текстах (таблички Накаал) майя. Располагая его где-то в Южной части Тихого океана. Это очередная <мура>. Расшифровка Му Ра в языке Тота настолько очевидна (Амон-Ра, область скрытого Солнца, то есть  Гиперборея), что не оставляет спекулянтам никаких шансов.

Еще <атлантисты> любят останавливать каждого встреченного индейца и спрашивать, откуда он приплыл в Америку. И все, как один, тычут пальцами на восток, в сторону якобы погибшей Атлантиды. И, якобы, все их легенды говорят об этом. Мягко говоря, это неправда, нет таких легенд у индейцев. Все их легенды говорят о другом. О том, как они уходили в Америку из северной Азии. У большинства народов Америки сохранились предания о том, что они выходили из Азии северным путем.

Более того, существовала книга Teo-Amoxtli (Божественная книга), написанная Уэмацином, мудрецом из Тецкоко, в конце семнадцатого века. В ней описывались странствия народа науа из Азии, их законы, порядки и обычаи, их религиозные догмы, наука и искусства. Кое-кто из европейцев утверждал, что эту книгу держал в руках, есть свидетельства, что у летописцев (amamatini) Тецкоко была ее копия во время захвата их города испанцами. Но потом книга исчезла, как все книги, имеющие реальную подоплеку.

Гонялись католические  миссионеры и за рукописями майя, и, втершись в доверие индейцам, эти рукописи выманивали якобы для изучения, а потом нещадно уничтожали. К сожалению, рукописи горят.

Кое-какие рукописи спас мексиканский летописец Иштлильшочитль (1568? - 1650 гг.), который трудился вскоре после завоевания Мексики испанцами. Он же попытался  восстановить  историю народов Мексики, и прежде всего предков мексиканцев - тольтеков и чичимеков, пришедших в Мезоамерику из Азии.  Полное имя летописца дон Фернандо де Альва Иштлильшочитль, был он полукровкой царского рода Тецкоко.

Его перу принадлежат две значительные работы. Первая называется сокращенно -<Relaciones> (Сообщения), которые представляют собой свод разнообразных и не систематизированных исторических сведений доиспанского, в том числе и азиатского периода.

Вторая, озаглавленная <Historia Chichmeka> (История чичимеков), представляет попытку восстановить хронологию событий и увязать ее с хронологией от Воплощения (Рождества Христова) вплоть до испанского периода. Хронология Иштлильшочитля хаотична, что отмечают все исследователи, тем не менее, многие даты, особенно мексиканского периода, вполне реалистичны.

А вот история Толлана, древней столицы тольтеков, полностью выбивается  из хронологии мексиканской цивилизации. Ему просто недостает временного промежутка в истории Мексики. Последняя столица Толан (Толлан) - нынешняя Тула-де-Альенде [Tula de Allende], расположенная в мексиканском штате Идальго, по археологическим данным основана не ранее IХ века, после прихода туда предков мексиканцев с севера.

Историки до сих пор считают переход тольтеков мифическим и соотносят историю Толлана с  историей мексиканской Тулы. Но то, что это история азиатская, очевидно вытекает из фактуры этого повествования. Она прекрасно согласуется и со многими азиатскими и европейскими  источниками. Впрочем, читатель и сам все увидит.

Тула не была первой столицей, тольтеки до этого основали как минимум один, но скорее, даже два Толлана.  Самая первая родина тольтеков  называлась Уэуэ-Тлапаллан (старый-старый Тлапаллан, в языке Тота - земля талых полей, т.е., приледниковые равнины) и переводится также как <страна ярких красок>. Кто бывал на севере, тот поймет. Здесь они жили по соседству с белыми племенами, но из постоянных войн вынуждены были уйти на юг, где основали новый Толлан и новую страну.

Возможно, именно это событие в индийских преданиях  соответствует изгнанию с севера Раваной своего брата Куберы (Кибелы).

Обосноваться они могли только в Западной Сибири, где сохранилась и <тольтекская> священная топонимика, и развалины древних городов, и куда сходятся все пути древних цивилизаций. Где обилие воды и плодородных земель позволило создать им великую империю, известную как Древний Египет, Мицраим, Вавилон и проч.

Историк Льюис Спенс в своей книге <Мифы инков и майя  / Пер. с англ. Л.А. Карповой. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.>, считая историю тольтеков фантазиями, тем не менее, приводит обширные цитаты из этой книги. А они крайне любопытны.

Полного текста <Сообщений> на русском языке, до сих пор нет. Помимо Спенса, отрывки из <Сообщений> приводит украинский переводчик В.Талах (Альва Иштлильшочитль, Фернандо де. Сообщение о приходе испанцев и начале евангельского закона.. www.bloknot.info (А.Скромницкий) (2010-10-22). - пер. с исп. - В. Талах, Украина, Киев, 2010.).

В.Талах также перевел <Историю чичимеков> (Альва Иштлильшочитль, Фернандо де. История народа чичимеков, его поселения и обоснования в стране Анауак.. www.bloknot.info (2010-03-22). - пер. с исп. - В. Талах, Украина, Киев, 2010).  Выложенный в Интернете текст представляет собой подстрочник без какой-либо литературной обработки.

Сочинения Иштлильшочитля написаны на языке науатль, на  котором в XVI-XVII веках говорило большинство индейцев Центральной Мексики. В, Талах утверждает, что, за некоторым исключением, <фонетическая система этого языка не представляет особых сложностей для европейца, в частности, говорящего на славянских языках, и, соответственно, не создает проблем при транскрибировании кириллическим письмом>.

Сочетание, так характерное для языка науа, <в соответствии с традицией транскрибируется как <тл> или <тль>, хотя на самом деле это особый согласный - альвеолярная аффриката <t͡ɬ>, схожая по звучанию со смягченным <ть>.Таким образом, название языка, которое транскрибируется <науатль>, на самом деле звучало приблизительно как <навать>>.

Видимо, отсюда и русское слово <узнавать>.

Рассказ об империю тольтеков настолько интересен, что мы процитируем Спенса почти без купюр.

                                                                    Сибирская империя тольтеков 

Вот как выглядит эта история.

< Тольтеки основали Толлан в 566 году Воплощения (то есть 566 год н.э. - авт.). В течение шести лет они трудились на строительстве Толлана, и поднялись величественные здания, дворцы и храмы, все вместе образовавшие столицу, с великолепием которой ничто не могло сравниться. Долина, в которой располагалась столица, была известна как <Место, где растут фрукты>, что было указанием на ее большое плодородие. Окружавшие ее реки были полны рыбы, а холмы, окружавшие это восхитительное место, служили приютом стаям  дичи. Но до тех пор у тольтеков еще не было правителя, и на седьмом году их жизни в городе собрались вожди и, посовещавшись, решили отдать свою власть в руки монарха, которого выберет народ. Выбор пал на Чальчиуха Тлатонака (Сияющий драгоценный камень), который правил пятьдесят два года.

Удачно устроившись на новом месте и выбрав себе правителя, к которому они относились с благоговением, тольтеки стали быстро делать успехи в различных областях искусства, а их город прославился повсюду непревзойденным мастерством его ремесленников и красотой своей архитектуры и гончарными изделиями. На самом деле название <тольтек> для окрестных народов стало синонимом слов <мастер своего дела>.

Слово <тольтек> имеет два корня. Русский - <толк> и греческий <тека>. Собрание толковых.

Все в городе и вокруг него красноречиво говорило о вкусе и мастерстве его основателей. В сами стены были вставлены редкие камни, а их кладка была так прекрасно сделана и обработана долотом, что напоминало прекраснейшую мозаику. Одной из построек, которой по справедливости гордились жители Толлана, был храм, где совершал богослужения их верховный жрец. В нем было четыре помещения. Стены первого были инкрустированы золотом, второго - драгоценными камнями всех видов, третьего - прекрасными морскими раковинами всевозможных разновидностей и самых ярких и нежных оттенков, которые были вставлены в серебряные кирпичики, искрившиеся на солнце так, что слепило глаза тех, кто на них смотрел. Четвертое помещение было сделано из блестящего красного камня, украшенного раковинами>. 

Был еще <Дом перьев>. Четыре комнаты были украшены перьями желтого, синего, белого и красного цвета. Это был имперский город, где представлены все четыре расы, он известен по многим мифам Евразии. Главный храм также легко расшифровывается. Раковины в серебре - север, белая раса; драгоценные камни - запад, Урал, черная раса; золото - восток, желтая раса; красный камень - юг, красная раса. 

                                                                                                   Империя Йима 

<Череда более или менее талантливых правителей следовала за основателем тольтекской монархии, пока в 994 году н.э. на трон Толлана не взошел Уэмак ΙΙ>.

Здесь мы опять прервемся. Мексиканское летоисчисление на самом деле не такое простое, как кажется прорицателям <конца света>. Оно крайне запутанное. Каждые пятьдесят два года (средняя продолжительность жизни) летоисчисление начиналось снова. И, разумеется, точного счета этим циклам нет. Последовательность и количество циклов можно установить, только имея полные и непрерывные летописи. Но почти все они были уничтожены. И те немногие, которые сумел спасти от гибели Иштлильшочитль и на которые он ссылается, также в большинстве утрачены. Есть списки царей, но насколько они полны и достоверны, никто не знает. Все хронологические реконструкции весьма условны и без привлечения археологических данных  недостоверны. Есть сомнения и в продолжительности циклов. Каждой 52- годичной эпохе соответствовал правитель. Если он умирал раньше, то до наступления новой эпохи в Толлане устанавливалось республиканское правление. При этом власть в следующие 52 года обычно переходила к сыну правителя. Однако легко подсчитать, что это неосуществимо в реальности. В этом случае  наследником может стать только самый младший сын, родившийся, когда правителю исполнится 52 года и более лет. При этом старшие сыновья, к тому времени уже опытные мужья и воины, остаются либо не у дел, либо, в лучшем случае, регентами при младенце. Такая система власти вряд ли жизнеспособна. Поэтому и циклы в 52 года в реальности могли быть намного короче. Достаточно провозгласить первый год любого правителя годом Се-Текпатль, и все - началась новая эра. С годом Се-Текпатль центрально-мексиканская традиция, как правило, связывают поселения новоприбывших племен и основания городов.  При этом начальная точка отсчета была разной у различных племен и провинций.

Уэмак - это, конечно, Йима или Йими, известный по азиатским источникам. Иштлильшочитль выводит Huemak  из языка науатль, где huey означает <большой, великий> а также <брать, давать (рукой)>. В русском языке, как обычно, все более прозаично. Осталось только значение <иметь>, отсюда и <имение>, и <поиметь>.

<Сначала Уэмак ΙΙ правил мудро и уделял большое внимание государственным делам и религии. Но потом он пал в глазах людей с высоты, на которую вознес себя, вероломно обманув их и ведя себя невоздержанно и распущенно. Провинции восстали, а многие знаки и мрачные знамения предсказывали падение города. Хитрый колдун Товейо (в переводе с языка Тота - ведающий Землю - авт.) собрал около Толлана большую толпу народа и, колотя до глубокой ночи в волшебный барабан, заставил людей плясать под его звуки, пока, измученные пляской, они не упали вниз головой с головокружительного обрыва в глубокое ущелье, где превратились в камни. Товейо также умышленно уничтожил каменный мост, так что тысячи людей упали в реку и утонули. Расположенные поблизости вулканы начали извергаться, являя собой ужасающее зрелище, и среди пламени можно было видеть зловещие призраки, которые грозили городу наводившими страх движениями.

Ацтекский плен. МехикоПравители Толлана решили не терять времени на то, чтобы умилостивить богов, которые, как они сочли из знамений, вероятно, чрезвычайно разгневались на их столицу. Поэтому они подготовили большое жертвоприношение военнопленных, но, когда первую жертву положили на алтарь, произошла еще более ужасная катастрофа. Во время жертвоприношения у народа науа было принято вспарывать пленнику грудь, чтобы извлечь из нее сердце, но руководивший этой церемонией жрец не увидел этого органа в груди. Кроме того, в венах жертвы не было крови (кажется, это происходит при оспе - авт.). От трупа стал исходить такой смердящий запах, что началась ужасная эпидемия, вызвавшая смерть тысяч тольтеков. Нечестивый монарх Уэмак, который навлек все эти страдания на свой народ, повстречался в лесу с Тлалоками, или богами воды, и стал смиренно просить эти божества пощадить его и не отнимать богатство и высокое положение. Но боги почувствовали отвращение к нему, так как в его желаниях звучало бессердечие и эгоизм, и ушли, пригрозив народу тольтеков шестью годами бедствий. 

Бедствия тольтеков 

Следующей зимой в стране случился столь жестокий мороз, что вымерзли все посевы и растения. Затем началось лето с изнуряющей жарой, такой сильной и удушающей, что высохли реки и стали плавиться камни. (Кажется, тольтеки в строительстве Ацтеки. Стена череповприменяли асфальт, что для Западной Сибири вполне возможно и разумно - авт.) После жары обрушились сильные ливни с ураганами, которые затопили улицы и дороги, и по всей стране пронеслись ужасные бури. Огромное количество мерзких гадов наводнило долину, истребляя то, что осталось после гибельного мороза и жары, и забираясь в дома людей.

(Выход гадов из воды естественен и обусловлен изменением электрического потенциала вод, особенно солоноватых, вследствие роста тектонических напряжений - авт.) На следующий год страшная засуха стала причиной смерти тысяч людей от голода, а наступившая вслед за этим зима снова была на редкость суровой. Подобно тучам, спустились стаи саранчи, а град и грозы довершили бедствие. Во время этих испытаний умерло девять десятых всего народа, и всякое стремление к искусству прекратилось из-за борьбы за выживание. 

Царь Акшитль 

Когда закончились страдания, неправедный Уэмак решил жить честно и стал усердно трудиться на благо народа и править им надлежащим образом. Но он объявил, что его приемником должен стать незаконнорожденный сын Акшитль, и в дальнейшем решил отречься от трона в пользу этого юноши.

У тольтеков, как и у большинства древних народов, царей считали богами, и возведение на трон полукровки рассматривалась, как серьезное оскорбление богов. Последовал бунт, но двух его вождей купили обещаниями выгодных должностей.

Акшитль взошел на трон и в течение какого-то времени правил мудро. Но вскоре, как и его отец, он предался беспутству и стал подавать дурной пример своим подданным и жрецам, а дух порока передался всем его подданным и пронизал все слои общества. Пороки жителей столицы и чудовищные преступления, совершаемые царскими фаворитами, вызвали такое возмущение в отдаленных провинциях, что, в конце концов, они подняли открытый мятеж, а наместник восточных провинций Уэуэцин (старый-старый Цин, знакомые все лица! - авт.) объединился с двумя другими недовольными правителями и пошел на город Толлан во главе сильной армии. Акшитль не смог собрать армию достаточно мощную, чтобы отразить мятежников, и был вынужден прибегнуть к уловке, подкупив их богатыми подарками, и таким образом получил передышку. Но судьба Толлана уже висела на волоске. Орды грубых диких чичимеков, пользуясь распрями внутри государства тольтеков, вторглись в районе озера Анауак или Мексику и поселились на его плодородной земле. Конец был близок!>

Здесь мы прервемся и поговорим про чичимеков. Сам я с Нижней Волги, и чичьмеками у нас называли кочевые народы (калмыки, ногайцы, башкиры и проч.), и это не носило явного оскорбительного оттенка, как ныне. Это характеризовало жизненный уклад.

С пониманием чичимеков как варваров не согласен и Иштлильшочитль. Такая трактовка проистекает из того, что chichi переводится и как собака, и как <сосать грудь (сиси)>. Отсюда чичимеки либо <сосунки>, то есть нецивилизованные люди, либо <люди-псы>, то есть кровожадные варвары. Иштлильшочитль утверждает, что чичи - самоназвание этих народов и означает орла. И тут мы полностью с ним согласны.

Верховный  бог Чи сохранился в Африке, в частности, у нигерийского народа экой. У этого народа сохранились и яркие сказки о полярной прародине (ныне Стране Мертвых), где в темной пещере Радуга-Змий кольцами свилась вокруг огня.

Легенды Африки собраны Иорданским В.Б. <Звери, люди, боги. Очерки африканской мифологии. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2005.>. Мифы и священная топонимика африканских племен настолько удивительны и так многое объясняют в древней истории России, что книгу можно рекомендовать в качестве учебника по русской истории и филологии.

 Но и в России Чи (Чу) тоже был одним из самых почитаемых богов.

Еще Задорнов в своих концертах отмечал, что мы все тайные поклонники Бога Чу. Когда мы произносим <Чу>, указательный палец автоматом подносится к губам и указывает на небо! Так делают все. Все мы Чичимеки, ныне ЧуРающиеся отЧизны.

Чи-стый. Стоящий за бога Чи. Чу-до. Данное богом Чу. Чую. Чувствую бога. Чур меня. Чу и Ра, защитите меня. Очи. Видящие бога Чи. ОтЧий и отЧизна. Рожденные (созданные) Чи, и знающие об этом. ПоЧитать, ЧИтать и уЧИться - жить по законам Чи. Честь - Чи есть! Число - слово Чи. Тот дал нам  слова, а Чи научил счету! Хотя слова <речь> - это то, что изрек Чи. Чи также и врач. Когда Чи покинул людей (пал) - плаЧ стоял по России, палаЧи <изниЧитожали> святыни, и отЧаяние охватило людей.

Это потом нашим предкам объяснили, что это <Чушь>, и они прятались и тайно поклонялись богу Чу в чулане.  Шутки шутками, но все древние славянские племена поклонялись этому богу.

Вяти-чи, криви-чи, гали-чи, люти-чи, бодри-чи, ули-чи, радими-чи. Да и руси-чи в целом. Вече - собрание ведающих Чи! Есть целые народы  бога Чу - чуваши, чеченцы и, конечно, чукчи, множество народностей и племен, как древних, так и современных, имеют в самоназвании этот слог. Про географию и говорить не надо. Достаточно упомянуть Чудское озеро.   Да и христианский Отче наш - отец (Ата) Чи наш!

Чи, конечно, солнечный бог. Ночь - нет Чи.  <Чи>, как и Гор или Коло - это ипостась бога Ра. Вполне логично, что <Чи> в языке Тота означает то же, что <Си> (гусь-кормилец). Птицы часто содержат этот слог: кочет и кречет, чиж, чибис, чайка, грач и даже ласточка. Эти птицы часто присутствуют в русском фольклоре. Калач (коло-чи) символ Солнца и кормилец. Как и колос (коло-си).

Итак, чичи - орел, символизирующий солнце. Его изображение мы увидим у всех вышедших с севера цивилизаций. Возможно, уже тогда он был двуглавым. В.Н. Демин приводит изображения найденных в Сибири статуэток двуглавой птицы.

Выдаваемые за славянских богов идолы неизвестного роду-племени с трудно произносимыми именами,  не оставившие в русском языке не единого не то, что слова, даже слога - фантазии этнографов-краеведов.  

 Но пока вернемся в Толлан. Посыпались новые предзнаменования, достаточно фантастические, отражающие панические настроения в обществе, и мы их пропустим. Дьявол, насылающий бедствия на тольтеков, сообщил, что боги полны решимости извести их под корень, и посоветовал им искать спасения в бегстве. 

Падение государства тольтеков 

К тому времени основные семьи Толлана уже покинули страну, найдя себе убежище в соседних государствах. И снова Уэуэцин стал угрожать Толлану, и благодаря почти сверхчеловеческим усилиям старый царь Уэмак, возвратившийся из своего уединения, собрал армию, достаточную для того, чтобы встать лицом к лицу с врагом.  Мать Акшитля призвала на службу женщин города и создала из них отряд амазонок. Во главе всех стал Акшитль, который разделил свои вооруженные силы, послав одну часть на войну под командованием своего верховного главнокомандующего, а из другой части сформировал резерв, который возглавил сам. В течение трех лет царь защищал Толлан от объединенных сил мятежников и полудиких чичимеков. В конце концов, тольтеки, почти обескровленные, после последней отчаянной битвы бежали в болота близ озера Тецкоко и под защиту горных твердынь. Другие их города были разрушены, и империи тольтеков пришел конец.  

                                                                        Переселение чичимеков     

Тем временем грубые чичимеки с севера, которые в течение многих лет вели постоянную войну с тольтеками, удивились, что враги больше не рыскают возле их границ, что они делали главным образом с целью заполучить пленников для жертвоприношений. Чтобы выяснить причину такого подозрительного затишья, они послали шпионов на территорию тольтеков. Шпионы вернулись с поразительной вестью: владения тольтеков на расстоянии шестьсот миль от границы чичимеков представляют собой безжизненную местность, их города разрушены и пусты, а жители разбежались. Царь чичимеков Шолотль созвал в свою столицу вождей и, ознакомив их с тем, что сообщили шпионы, предложил совершить поход с целью присоединить к себе покинутые земли. В этом переселении участвовали не менее 3 202 000 человек, и только 1 600 000 остались на территории чичимеков.

Чичимеки заняли большую часть разрушенных городов, многие из которых они отстроили заново. Оставшиеся тольтеки стали мирными подданными и  благодаря своему умению торговать и знанию ремесел скопили значительные богатства. Но от них потребовали платить дань, что категорически отказался делать Науйотль, тольтекский правитель Кольуакана. Но он потерпел поражение и был убит, и в конце концов установилась верховная власть чичимеков. 

Как мы видим, рассказ более полный и не такой фантастический, как в Ветхом Завете.  Во всяком случае, тольтеки не валят всю вину за <казни египетские> на злых колдунов Цина и Аарона.

Про Йима все ясно, а вот Акшитля нужно бы поискать. В Ветхом Завете даже имя <царя Египетского> не упоминается. Может, что у персов есть. Или у тибетцев.  

                                                                                 Обычаи чичимеков 

Шолотль, по мнению исследователей, мифическая фигура, и, по-видимому, так оно и есть. Он тождественен Сколоту, мифическому родоначальнику скифов и сарматов и имеет тот же корень.

Наиболее дикими тольтеки считали сакачичимеков, что означает <лесные люди>. Они жили <далеко и отдельно от селений, в полях, шалашах, лесах и пещерах, и не имели определенного жилища, но странствовали из одного места в другое, и где их заставала ночь, если была пещера, там и располагались на ночлег>.

Иштлильшочитль приводит некоторые подробности быта и обычаев чичимеков.

Они  <выходят в некие поля, где имеется в ограде большое количество зверей всякого рода, с которыми они сражаются, и оказывают тысячу всякого рода любезностей>.

Весьма вероятно, что за любезностями скрывается уход за животными, чичимеки научились загонять стада в ловушки - араны и змиевы валы, широко распространенные на просторах Евразии, а потом и приручать животных. Подробно об этом можно прочитать у  В.Яновича.

<И после того, как их убивают и режут на куски, промывают, солят и нанизывают на вертел одних и других, и совершают другие вещи с весельем согласно их образу действий, они идут во дворцы, каковыми являются большие пещеры, где съедают все виды охотничьей добычи, зажаренной на решетке. А не как полагают некоторые, высушенной на солнце, поскольку чичимеки всегда использовали огонь. И меж ними был закон, что, когда они завладевали какой-нибудь страной, зажигали огонь над самыми высокими холмами и горами, как, согласно их историям, сделал Шолотль во времена, когда овладел Анауаком, и он служил им также, чтобы подавать знаки (когда они вели войну) дымом на горах и высоких холмах.

Те, кто приходил семьями, и те, у кого не было пещер, являвшихся их основными жилищами, делали себе хижины из соломы; и охотничью добычу, добытую каждой семьей, ели все вместе, за исключением шкур, которые принадлежали тем, кто их добыл. Их одеждой были указанные шкуры, которые они размягчали и выделывали для удобства, нося их во время холодов мехом вовнутрь, а в то время, когда идут дожди, мехом наружу. Хотя цари и владыки имели обычай носить под шкурами покровы меньшего размера из очень тонких волокон агавы или из хлопка, те, кто мог его достать.

Они женились на одной женщине, и они не должны были состоять ни в какой степени родства, хотя впоследствии их потомки женились на двоюродных сестрах и тетках, обычай, который они заимствовали у тольтеков. И, наконец, они были и оказались самым воинственным народом из имевшихся в этом Новом Свете, по причине чего владычествовали над всеми прочими>. 

                                                           Цивилизационные группы 

Итак, мы видим,  уже в далекой древности существовали все три социальных модели.  Земледельческая цивилизация, строго иерархическая, которую можно называть теократическим <коммунизмом>, производила достаточное количество избыточного продукта, позволяющего помимо создания резервов, прокорма знати и жреческой верхушки, содержать сильную армию, а также армию строителей, призванных возвысить империю и ее богов в глазах окружающих народов. Отсюда такая страсть к строительству гигантских храмовых комплексов и пирамид. Но жесткая система централизации имеет, помимо плюсов, и много  недостатков. Рано или поздно в результате внутренних противоречий и ударов стихий такие империи гибнут.

Скотоводческая цивилизация, также достаточно жестко регламентированная, тем не менее, оказалась более гибкой перед лицом природных катаклизмов. На определенном этапе кочевники смогли полностью покорить все империи <тольтекско-древнеегипетского> типа. Этому в немалой степени способствовало приручение лошади и изобретение конницы - это полностью изменило военную стратегию и тактику,  к чему древние империи в силу косности  оказались не готовы.

<Первобытно-общинная> цивилизация - сакачичимеки или <лесные люди>. Персы всех <варваров>, в том числе и скотоводческие племена, называли саками, но и среди них выделяли <саков лесов и болот>. Арабы эти племена называли <сакалиба>, то есть также <любящими лес>, а византийцы даже хазар называли <лесными людьми> - (с)акацирами.

Историки почему-то <сакалиба> считают славянами, хотя древние славяне, они же трипольцы-поляне, всегда вели подсечное земледелие. Лесными жителями в основном были белокурые финно-угорские племена, хотя, безусловно, они внесли существенный вклад в формирование новой славянской общности и нового генотипа. Саксы и саксонцы - тоже потомки <саков>.

Большая часть <сакалиба>  со временем перешли к оседлому образу жизни, но северные племена до сих пор привержены первобытным ценностям. Это наиболее свободолюбивые группы - резерв человечества на случай крупных катастроф. Первобытные племена наиболее адаптированы к дикой природе и способны выжить в тех условиях, в которых <цивилизованный> человек, особенно нынешний, обречен на вымирание.

 

                                          Другие версии падения Толлана. Два Топильцина 

В <Истории чичимеков> Иштлильшочитль приводит и другую версию гибели старого мира (взято из перевода В. Талаха, с небольшой правкой пунктуации). Здесь уже последним царем назван Топильцин, который также фигурирует как основатель нового государства в Мексике.

Унаследовав державу, Истаккальцин процарствовал 52 года, что было сроком, установленным его предками, в течение которого он влюбился в Кецальшочицин [Quetzalxochitzin], жену одного благородного человека по имени Папанцин [Papantzin], потомка царского дома. От этой госпожи этот царь имел Топильцина, и, хоть и внебрачный ребенок, он унаследовал у него царскую власть и державу, что было в 882 году от Воплощения Христа, Господа Нашего, который также назывался Оме-Акатль [ome ácatl], по причине чего некоторые цари и владыки, его вассалы, восстали против него: одни притязали на власть для себя, считая себя более близкими и достойными ее, а другие из мести за прелюбодеяние, из которых самыми известными были Коанакоцин [Coanacotzin], Уэцин [Huetzin] и Мишиоцин [Mixiotzin], цари и владыки областей, прилегающих к побережью Северного Моря.

И так как упомянутый царь Истаккальцин уже процарствовал пятьдесят и два года, он приказал принести клятву своему сыну Топильцину, созвав на клятву некоторых царей и владык, являвшихся дружественными, каковыми были Истаккуауцин [Iztacquauhtzin] и Маштлацин [Maxtlatzin]. 

И как только Топильцин вступил в наследство державой, явились великие предзнаменования ее разрушения, и исполнились некоторые предсказания и пророчества, которые предрекли его предки; и было среди многих других, что, когда будет править царь с волосами, поднимающимися ото лба к затылку как хохолок, в его время должно погибнуть царство тольтеков. И что также в это время кролики будут рождаться рогатыми, как олени, и птица уицицилин [huitzitzilin] (птица из рода колибри) будет иметь шпоры, как у индюка. И все произошло именно так, поскольку Топильцин имел волосы, какие сказано, и видели во время его царствования, что происходило упомянутое с кроликами и уицицилин.

Предании о последнем царе Толлана с хохолком находит подтверждение. Хохол как признак царского рода носили русы и гунны,  казаки и самураи и прочие <монголы>.

Случились и другие чудеса, вызвавшие у царя великий страх и смятение, и он приказал избрать жрецов и предсказателей, чтобы они рассказали, что это означает. Когда они сказали ему, что это значит его гибель, по мнению их историй, он приказал созвать своих домоправителей и вручить им свои богатства, которые были самыми большими в то время, для того, чтобы перенести их в Киауистлан [Quiahuiztlan], из опасения царей, своих недругов.  После чудес и знамений начались голод и бесплодие земли, когда погибла большая часть народа, и долгоносики и гусеницы пожрали продовольствие, которое он имел в своих житницах. И многие другие бедствия и небесные кары, что, казалось, будто огонь сошел с небес, и засуха была такой сильной, что длилась 26 лет таким образом, что высохли все реки и источники..

И когда увидели цари, его недруги, насколько ему не хватало сил и пропитания, то запросто овладели многими городами, пока не пришли захватить Тулу, столицу империи.       И хотя из нее бежали Топильцин и весь его народ, немного дней спустя они настигли их и убили, и первыми, кто умер, были старый царь Истаккуауцин [Iztacquauhtzin], его отец, и с ним госпожа Кецальшочитль [Quetzalxóchitl], имевшие оба почти одинаковый возраст, который, согласно историческим повествованиям, был почти сто пятьдесят лет. И в провинции Тотолапан [Totolapan] они настигли двух царей, Истаккалицина [Iztaccalitzin] и Мантлу [Mantla] (союзников Топильцина), где причинили им печальную смерть, хотя те и оборонялись.

А царь Топильцин исчез, так что никто больше не слышал о нем. Из двух сыновей, которых он имел, только одного, которого звали Почотль [Póchotl], спасла Точкоэйэ [Tochcueye], бывшая, как говорят, кормилицей, которая вырастила его в пустынях Ноноалько [Nonoalco]. Немногие из тольтеков спаслись в горах и на обрывистых холмах и среди зарослей осоки в лагуне Кольуакана [Colhuacan]. Такой конец имела держава тольтеков, просуществовавшая 572 года, Цари, пришедшие покорить ее, увидев ее настолько разрушенной, вернулись в свои области, хоть и с победой, но весьма потрепанными и потерявшими большую часть своих войск, которые погибли от голода.   Ведь то же бедствие случилось и в их землях, ибо были общими засуха и бесплодие земли, так что, кажется, то было попущение Господне, дабы всякими способами был покаран этот народ, ибо и из одной, и из другой стороны насилу остались немногие.

А <Легенда о Солнцах> сообщает о рождении Топильцина и его родителях следующее:

"Итак, прожил Мишкоуатль [Mixcóuatl] тридцать девять лет. Имя его жены - Чимальман [Chimalman]. Был Топильцин пятьдесят шесть лет. В тот же год Се-Акатль, в который он вернулся, он ушел и оставил свой город Толлан [Tollan], и умер в Науи-Точтли в Тлапалане [Tlapalan]"

Но затем Топильцин объявился в Мексике, где считается основателем могучей империи. О борьбе Топильцина за власть с соперниками тот же памятник сообщает:

"<Когда родился Се-Акатль [Ce Acatl], четыре дня очень сокрушалась его мать, и так он родился, и немедля умерла его мать. Се-Акатля вырастила Киллаштли [Quillaxtli], женщина-змея [cihuacóhuatl]; и когда он подрос, то сопровождал отца во время завоеваний, и когда отважился воевать в местности, называемой Шиуакан [Xihuacan], то захватил там пленных. Четыреста мишкоуа [mixcohua] были дядьями Се-Акатля, чьего отца они ненавидели и убили; после того, как они его убили, они похоронили его в песке>.

погребальная урна майя<В другой раз Се-Акатль завоевал место, называемой Айотлан [Ayotlan]. Затем, чтобы завоевать, он отправился в Чалько [Chalco] и Шикко [Xicco], и также завоевал. После того, как он их завоевал, он отправился в Куишкок [Cuíxcoc], и также завоевал. Потом он пошел в Саканко [Zacanco], и также завоевал. Затем он пошел в Цонмолько [Tzonmolco], и также завоевал. Затем он пошел в Масацонко [Mazatzonco], и также завоевал. Затем он пошел в Цапотлан [Tzapotlan], и также полностью завоевал его. Затем он пошел в Акаллан [Acallan], где протекает река, и также полностью завоевал его, пока не пришел в Тлапаллан [Tlapallan]. Там он заболел, пять дней пробыл больным и потом умер. После того, как он умер, его сожгли: он сгорел>. 

Летописная традиция пытается отождествить последнего правителя азиатского Толлана Акшитля и  первого мексиканского <императора> Топильцина. Однако получается довольно коряво. И большинство исследователей мексиканской истории тождества Акшитля и Топильцина не усматривают. И с этим мы согласны.

Итак, что стало с Акшитлем - Топильцином, сыном Уэмака (Истаккуауцина, Мишкоуатля), неизвестно. То ли его убили мишеки (ацтеки), то ли он умер в изгнании. Права на наследования переходят то ли к его сыну Почотлю, то ли к <воскресшему> Топильцину.

Объясняется это просто. Легенда о вскармливании царя приемной матерью в те времена применялась для того, чтобы обосновать <царское происхождение> очередного узурпатора. То же рассказывали и про Саргона, и про Моисея, и про Гора. Понятно, что этим  приемом широко пользовались самозванцы всех времен и народов. Таким образом, объявившийся в Мексике Топильцин мог и не иметь никакого отношения к царскому роду. О большом перерыве между двумя Топильцинами говорит и тот факт, что его родителям - Истаккуацину и Кецальшочитль, исторические хроники вынуждены приписать такой древний (150 лет) возраст. Сюда уложатся и переход в Америку, и <Смутное время> династических разборок в борьбе за власть. В этой борьбе победил некто <Топильцин>, для убедительности возведенный в ранг бога. 

В. Талах приводит следующее поэтическое предание о Топильцине. 

Год Се-Акатль, в нем, как говорят, как сообщают, родился Кецалькоатль,

тот, кого называют Топильцином, и говорят, что его мать звали Чимальман.

И также сообщают, что когда Кецалькоатль поместился в ее чреве,

она проглотила драгоценный камень.

Прошли годы Оме-Текпатль, Йеи-Калли, Кинауи-Точтли,

Макуилли-Акатль, Чикуасе-Текпатль, Чикоме-Калли, Чикуэй-Точтли,

в год Чиннауи-Акатль отправился на поиски отца Кецалькоатль,

когда уже имел некоторый рассудок, когда он уже был девятилетним. 

Он сказал: <Кто мой отец и могу ли я его видеть? Смогу ли созерцать его лицо?>

И вскоре ему сказали, что воистину он умер и был там похоронен.

<Иди, посмотри на него!> 

Тотчас туда пришел Кецалькоатль, и затем стал раскапывать и раскапывать,

отыскал его кости, и когда он извлек его кости, оттуда отправился похоронить их

внутри своего храма, называвшегося храмом богини Килластли: 

В год Оме-Точтли отправился Кецалькоатль туда в Толланцинко,

где он пробыл четыре года, там он построил свой дом жертвоприношений,

свой дом со стропилами из жадеита. 

Годы Йей-Акатль, Науи-Текпатль, Макуилли-Калли.

В этот год к Кецалькоатлю пришли тольтеки, чтобы отвести его как правителя

туда, в Тулу, и чтобы он также был их жрецом. 

В году Оме-Акатль он построил в Туле свой дом поста и жертвоприношений,

место, в котором возносили молитвы.

 Топильцин Се-Акатль Кецалькоатль возвел свои четыре чертога:

свой дом со стропилами из жадеита, свой коралловый дом, свой дом из раковин,

свой драгоценный дом из перьев кецаля.

 

                                                                  Кецалькоатль и Тецкатлипока 

Фрески Бонампака. Жреческая процессияЗдесь следует отклониться от темы и поговорить об основных богах майя и науа.                                 

Кецалькоатль (Кукулькан) - Пернатый змей, человек с Солнца, спустившийся с неба в виде птицы -  учитель тольтеков, принесший им цивилизацию, один из самых почитаемых, но не главных, богов и науа, и майя. Поняв, что империя тольтеков скоро погибнет, он уходит  на свою родину, в Тлапатлан, объяснив:  - <Мой отец Солнце позвал меня>.

Кецалькоатль прошел между вулканом и Сьерра-Невадой (Снежной горой), где все сопровождающие его слуги умерли от холода. Достигнув горы Пояутекатль, он съехал по льду к ее подножью, затем добрался до побережья моря, встал на плот из змей, который и унес его в страну Тлапатлан.

Кецалькоатль изображается белым и бородатым, одеяние его белое или черное в обрамлении белых крестов, он также  носил знак креста. Эмблемы Кецалькоатля - солнечный диск и полудиск (луна).  Индейцы  хопи, как и дагомейцы, изображали его как змея, заглатывающего собственный хвост.

Культ Кецалькотля противоположен культам других богов, бородатые жрецы его составляли отдельную касту. Он не требовал человеческих жертвоприношений, более приемлемым считалось приношение крови жрецами и верующими.

В славянской мифологии Кецалькоатлю соответствует Перун. Правильнее будет <Пер Дун>, то есть, пернатый змей, но у русского языка удивительная способность опошлить практически любое священное понятие.

Соперник Кецалькоатля,  выведший племена майя в Америку, Тецкатлипока, не только олицетворение ветра, он также дающий и отнимающий жизнь, прозванный также Голодный Вождь, изображаемый с дротиками и зеркальным щитом. Он привел  народ науа с северных краев в долину Мехико. Тецкатлипока назывался также Моненеке (Требующий молитв). Это был главный бог науа, ему приносились кровавые жертвы на вершинах построенных в честь него пирамид. Он считался гарантом от катастроф, пережитых племенами науа, а они ждали их каждые 52 года.

 Таким образом, старый бог Солнца и Луны, Кецалькоатль, остался на прежней родине науа. Переселение прошло под началом воителя Тецкатлипока (Юпитера - Огмия).

Огмий изображается как престарелый Геракл в леопардовой шкуре и дубинкой в руках, который на тонких золотых нитях ведет за собой народ.

Мексиканский бог Горы Моненеке изображается иногда с золотым ухом, к которому тянутся тонкие язычки верующих, обращающихся к нему с молитвой.

Поверья о тонкой нити, связывающей человека с небом, известны у многих народов. Первые восемь правителей Тибета из рода Цэнпо спускались на землю по тонкой серебряной нити, и по ней же поднимались вверх, когда их срок жизни подходил к концу. Но простолюдин Логам Тадзи перерубил мечом священную нить и убил царя Тригума. Связь  неба и земли прервалась. 

         Основание мексиканской империи тольтеко-чичимеков 

Согласно <Анналам Куаутитлана>, Топильцин родился в год Се-Акатль (843/844 или 895/895 теночтитланского стиля, либо 864/864 или 915/916 тескоканского стиля). В год 2-Точтли поселился в Толанцинко (870/871 или 922/923 теночт. ст. либо 890/891 или 942/943 теск. ст.), а в году 5-Калли (873/874 или 925/926 теночт. ст. либо 893/894 или 945/946 теск. ст.) стал правителем Толлана.

В год 1-Акатль (895/896 или 947/948 теночт. ст. либо 905/906 или 967/968 теск. ст.) Топильцин покинул Толлан. При этом <Легенда о Солнцах> сообщает об успешных завоеваниях Топильцина в южной части Мексиканской долины (Чалько и Шико), в Оахаке и на побережье Мексиканского залива (Акалан, область в низовьях рек Грихальва и Усумасинта), и о его смерти в Тлапаллане (некая приморская область на востоке) в год 4-Точтли (898/899 или 950/951 теночт. ст. либо 918/919 или 970/971 теск. ст.). 

Историчность мексиканского  Топильцина не вызывает особых сомнений, как и время его деятельности. По археологическим данным памятники мексиканского Толлана датируются 900-1150/1200 гг., а  по  радиоуглеродным - периодом 900 - 1000 гг.

В данном случае разночтение в сотню-другую лет не принципиальны. Одновозрастные майя цивилизации, вроде Шумера или Микен, отброшены в древность на несколько тысячелетий. Остается только поблагодарить американских исследователей за проявленную объективность.

А теперь вернемся немного назад и рассмотрим наиболее подробную версию перехода в Ануак - Америку. Все началось с падения последнего оплота тольтеков - Кольукана. 

                                                            Падение Кольуакана 

Когда империя погибла, тольтеки бежали на север, по версии Иштлильшочитля, в мятежную провинцию Кольуакан, управляемую если и не чичимекским, то родственным им тольтекским родом. Позднее  ушедших в Мексику <кольуа> и <акольуа> он относит к чичимекскому племени. Но и здесь Шолотль настиг тольтеков.

В <Истории чичимеков> падение последнего оплота описывается так.

Фрески БонампакаИ после того, как он (Щолотль) преобразовал тольтеков, которые избежали своей гибели и бедствий. Имея в качестве верховного главы Науйоцина [Nauhyotzin, находившегося в Кольуакане, который незадолго до того стал тестем царевича Почотля [Póchotl], решил великий чичимек Шолотль потребовать, чтобы они дали ему некоторую дань и признали верховным и общим владыкой этой земли Анауак. Науйоцин от имени всех остальных из своего народа ответил, что <его предки владели этой землей, которая им принадлежала, и никогда они не признавали и не платили дань никакому чужеземному владыке. И что поэтому они, хоть и были немногочисленны и находились на грани исчезновения, намереваются оборонять свою свободу и не признают никого, но только Солнце и остальных своих богов>. И Шолотль, увидев их решимость, и что мирными средствами их не подчинить, обратился к оружию. И так он послал царевича Нопальцина, своего сына, с подходящим войском, так как было достаточно немногих людей, ибо их противники, хоть и собрали всех, кого только смогли, не были так способны к военному делу, как чичимеки. Битва произошла в лагуне и тростниковых зарослях Кольуакана. И хотя кольуа [culhuas] имели лагерь, приспособленный, чтобы сражаться на каноэ, они запросто были побеждены и рассеяны царевичем Нопальцином. Подчинив их, он восстановил у власти над кольуа (как называли в ту пору тех, кто происходил из тольтекских родов) Ачичометля [Achichómetl], с определенной податью, которую они давали бы ежегодно великому чичимеку Шолотлю, его отцу. Это произошло в год 984 от воплощения Христа, Господа Нашего, и в тот, который называют 13-Калли.

Итак, последнее пристанище тольтеков было покорено, и объединенные тольтеко-чичимеки предприняли знаменитый переход в Америку. Помимо, тольтеков и акольуа, в Америку пришли и другие племена. 

                      История перехода в Америку 

Сорок шесть лет спустя после того, как Шолотль заселил эту страну Анауак, и пятьдесят два года после окончательного разрушения тольтеков, что было 1011 годом от Воплощения Христа, Господа Нашего, пришел народ акольуа [aculhuas], который вышел из окраинных земель области Мичоакан [Michuacan], и который был тем же самым народом, что и чичимеки миччоаке [chichimecas michchuaque]. Хотя они пришли, разделенными на три части, из которых каждая имела свой особый язык и была ведома каждая из них своим особым вождем и владыкой. Те, которых называют тепанеками [tepanecas], привели в качестве вождя и владыки Акольуа [Acolhua], который был самым главным из троих. Второго называли Чиконкау [Chiconquauh], вождь и владыка отоми [otomíes], которые были из трех самыми отдаленными и с самым странным и отличающимся языком. Согласно их историям они пришли с другой стороны того внутреннего моря, которое называют Красным, и которое расположено там, где простирается Калифорния. Третьего звали Цонтекоматль [Tzontecómatl], вождь и владыка истинных акольуа. Они пришли в присутствие Шолотля, чтобы он допустил их в свое владение и дал бы им земли, которые они заселили бы. И тот, имея надежные сведения, что это вожди высокороднейшего происхождения [de muy alto linaje], беспредельно обрадовался, и не только допустил их, но также дал земли, в которых они поселили своих подчинённых, которых привели. Двоих из них он женил на двух своих дочерях, дав вместе с ними селения и владения; царевна Куэтлашшочицин - с Акольуа, и он дал с ней город Аскапоцалько [Azcaputzalco] в качестве столицы его владения. Другую царевну, Циуакшочитль, он выдал замуж за Чиконкуаутли [Chiconquauhtli], и дал ему Шальтокан [Xaltocan] как столицу его владения, которое многие годы было у народа отоми. Цонтекоматлю, вождю акольуа, он дал Коуатличан [Cohuatlichan] как столицу его владения, и женил его на Катецин [Quatetzin], дочери Чальчиутлатонака [Chalchiutlatónac],  владыки народа тольтеков и одного из первенствующих владык области Чалько [Chalco].

Под этой историей скрывается породнение тольтекских и чичимекских родов во время перехода. Именно поэтому пришедшие в Америку переселенцы назывались тольтеко-чичимеки, и существует книга <история тольтеко-чичимеков>, до сих пор не переведенная на русский язык.

Переселенцы не растеряли своих знаний в дороге и начали быстро отстраиваться.

Эти тольтеки были великими знатоками во всех механических искусствах: они возвели очень большие и прославленные города, каковыми были Толан [Tolan], Теотиуакан [Teotihuacan], Чололан [Chololan], Толанцинко [Tolantzinco] и многие другие, как кажется по их громадным развалинам. Их одеждой были широкие туники, подобные одеяниям, которые используют японцы,  а в качестве обуви носили сандалии, и использовали головные уборы вроде сомбреро, сделанные из соломы или пальмовых листьев. Они были не очень воинственны, хотя преданы общественным делам [muy republicanos], и являлись великими идолопоклонниками. Считали особыми богами Солнце и Луну; и, согласно мнению упомянутых историй, пришли с запада, пройдя вдоль берега Южного моря (Тихого океана).

Если тольтеки называли Тихий океан Южным, следовательно, они прекрасно знали и о Северном океане.

Придя на новое место, тольтеки основали новый  Толлан, он был разработан настоящими архитекторами, в городе существовал водопровод, а остатки строений с колоннами, фресками, кариатидами до сих пор поражают воображение. Им был известен фарфор высокого качества, напоминающий древне-японский, и суперпрочный цемент.

    Устные предания перехода                                                                   

Переход из Азии в Америку оставил яркий след в памяти всех мексиканских племен. Иштлильшочитль с исключительным недоверием относился к устным преданиям и использовал в своей работе только письменные источники. Но и устные предания не менее любопытны, некоторые из них приводит Льюис Спенс. Страна, откуда они начали скитания, называют по-разному - Ацтлан  (Где растет тростник, а также страна цапель), Тлапаллан (Страна ярких красок), Чикомоцток (Семь пещер).

Именно  легенды об Ацтлане и Гиперборее, наряду с гибелью острова Санторин, стали для Платона - Плетона источником вдохновения для создания мифа об Атлантиде.

Фрески БонампакаУ киче, одного из основных народов майя, это место называлось Тулан (Туле).  Но Тулан оказался несчастливым местом, люди сильно страдали от холода и голода, языки первых киче, четырех  братьев и их жен перепутались, и они не могли понять друг друга. У народа киче четыре брата сделаны из муки желтого и белого цвета. Когда они выходили из Тулана, солнца не было (!). По пути они остановились в Тулан - Цуива (семь пещер), там им были дарованы боги. Племена киче в своем походе преодолевали многочисленные трудности, пересекли много высоких гор, переправлялись через реки по <блестящему> песку; наконец пересекли по дну океан, который чудодейственным образом расступился (замерз - авт.). Перейдя океан, они поднялись на гору Хакавиц, где впервые увидели Солнце.   Солнце было слабым, его лучи - тусклыми и водянистыми. Но люди и звери очень обрадовались, три бога племени киче <превратились в камень> и был основан первый город. Когда первые люди племени киче состарились, им  стали являться видения, в которых боги уговаривали их принести человеческие жертвы, и они стали нападать на коренных жителей, которые, кстати, активно оборонялись. Но киче помог  рой <ос и шершней>, которые жалили и ослепляли противника, и они не смогли сопротивляться. Увы, переселенцы принесли новые болезни, вызвавшие эпидемии среди аборигенов Америки.

Америка до  появления переселенцев из Азии была заселена племенами архаичной, отличной от азиатской негроидной расы, их потомки сохранились лишь на крайнем юге Америке, на Огненной Земле. Возможно, предания об ольмеках связано с этой расой.   

Появившиеся в Америке пришельцы первоначально были представлены тремя основными Сибирскими расами (древние барельефы их изображают)  и их помесями, последующее смешение с аборигенами привело к образованию американских индейцев. По мере продвижения на юг и большего притока крови аборигенов, менялся и облик индейцев, индейцы Перу и Северной Америки - две большие разницы.

Перед смертью они спели песню <Камуку> (Мы видим), которую они пели, когда впервые увидели дневной свет. После смерти первые люди киче оставили большой свиток, который раньше не открывали, его назвали <Сверток величия>.

<Камуку> на языке Тота можно расшифровать следующим образом.  Ка-Ма-Ка. Или Ка-Аму-Ка. Или даже Ка-Ма-Аму-Ка. Что, в сущности, не меняет его смысла.     Как мы уже выяснили, Ка в соединении с истиной Маат означает видение. Аму (Амон) - скрытое солнце. Видим истинное, скрытое Солнце видим!

Схожие предания есть у индейцев племени ленни-ленапе. Перед исходом их предки жили в пещере, жилище Талле, по соседству с храбрыми существами, похожими на черепах. Когда они узнали, что <страна змея> богата и красива, они решили туда уйти. Они пошли  по гладкой, замершей воде глубокого моря через узкий проход змеиного моря в океане.

Упоминания о странных  механизмах и существах, живущих на севере, часто встречаются в легендах. Но это тема отдельного исследования. Нам бы это закончить.

Ну и последнее. У  киче  погибшая империя называлась Царство великого змея или империя Шибальба. Затем она стала царством мертвых предков Шибалбу.

Первая, полярная родина, в Мексике называлась также Миктлан или Тлальшикко (Пуп земли). Она располагалось далеко на севере, там царил голод, безысходное отчаяние и смерть. У майя существовал город Митла, в подземных коридорах которого хоронили царей, жрецов, выдающихся воинов и знать. Здесь же  была резиденция жрецов, где они проводили религиозные церемонии и жертвоприношения.

Но вернемся к трудам Иштлильшочитля. Один из вариантов странствий тольтеков, происходящий из неизвестного индейского источника, Иштлильшочитль приводит в <Сводном сообщении обо всех событиях:>. При этом он делает попытку увязать мексиканскую хронологию и европейскую, в данном случае вряд ли удачную. 

                                                                      Хронология  перехода 

<Прошло 305 лет после затмения Солнца и Луны и 438 - после гибели филистимлян-кинамецин, и 6486 от сотворения мира, когда Чалькацин [Chalcatzin] и Тлакамиуцин [Tlacamihtzin], главнейшие из благородных мужей, наследники царского дома тольтеков, вознамерились поднять бунт в царстве, желая отобрать его у законного наследника, после того, как они провели многие годы в мире и спокойствии. Это было в году 13-Акатль, и они были изгнаны, и произошли некоторые войны, пока их не выбросили из города Тлаочтломатлан [Tlaochtlomatlan], в области Уэй-Тлапаллан, на их родине, со всеми их союзниками и семьями, как мужчинами, так и женщинами, что составляло изрядное число их. И они ушли в следующий год, Се-Текпатль, после того, как были изгнаны из той страны>

В <Истории чичимеков> Чалькацин - правитель Кольуакана, Тлакамиуцин - тлашкаланов. Хотя они в Мексике стали <наследниками царского престола>, скорее, это чичимекские (тольтеко-чичимекские, как их называли в Мексике) правители, союзные с Толланом.

Акольуан буквально означают <широкоплечие люди> или <напористые люди, которые прокладывают себе дорогу>, считается, что от них произошел народ тлашкаланов. В обоих топонимах явно проглядывает <коло>.

Иштлильшочитль называет разные даты переселения тольтеков. Изгнание с севера и уход  в Толлан произошли либо в 387 году н.э., либо в 439 году н.э., однако основание Толлана он относит к 566 году. В одном месте Иштлильшочитль утверждает, что Толлан существовал 572 года, но начало бедствий относит к концу I тыс.н.э., после прихода к власти Йима в 994 году . В другом месте он утверждает, что в 1011 году в Америку пришли три племени акольуа, через 52 года от окончательного разрушения тольтеков, но тогда гибель Толлана произошла в 959 году. В хронологии перехода (глава 7)  Иштлильшочитль утверждает, что после изгнания из Толлана тольтеки 11 лет прожили на старой родине - Тлапалансинко в провинции Кольуа, и затем отправились в Ануак - Америку. Переход в Америку занял 104 года, то тогда гибель Толлана произошла в 896 году.  Датировки крайне путаные, тем не менее,  они находятся в одном временном интервале с другими датировками.

Самые ранние датировки  дают <Анналы Куаутитлана>, согласно им тольтеки пришли в Мексиканскую долину (Анауак) в год 1-Точтли, который может быть 726/727 или 778/779 (по теночтитланскому стилю) либо 746/747 или 798/799 (по тескоканскому стилю). Впрочем, год 1-Точтли, начальный год шиумольпилли, мог быть указан по чисто мифологическим соображениям

Но по другим индейским источникам, первые инки появились на юге Перу только в XI веке. В 1068 году ацтеки перешли Рио-Гранде и двинулись, в числе других племен науа, на юг. И лишь в 1325 году они основали Теночтитлан, свою последнюю столицу. Но вернемся к переходу. 

Предыдущая глава
Следующая глава