Содержание


18. Индийский и шумерский путь. Аратта

 

Индийская мифология красочна, но настолько путана и противоречива, что получить какую-то информацию об облике северных народов и племен почти невозможно.

В мифах и эпосе часто встречается страна Арьяварта – буквально < страна благородных (ариев), и эти арии совсем не белые. К европеооидам,  по описанию в <Вишну – пурана>, можно отнести северных ракшасов и якшасов – они безобразные и с бородами.  Хотя самыми кровожадными считаются ракшаса, в той же  в <Вишну - пурана> <ракшата> означает <пощада>, а вот <якшана> - <пожирание>.  Равана, владыка ракшасов, изгнал с севера своего сводного брата, бога богатства Куберу, владыку якшей, хранителя севера и стража скрытых в земле сокровища. Конфликт между братьями произошел на религиозной почве. Равана запретил в своих землях человеческие жертвоприношения, что для поклонников бога Яхве оказалось неприемлемым.

Чтобы победить Равану, рождается  Рама (Рамачандра) – седьмой аватар Вишну. Его расовая принадлежность остается за кадром, но Равану он победил при помощи чернокожего Ханумана.  В ведах ракшасы – чудовища, вина их в том, что они язычники и  препятствуют человеческим жертвоприношениям.

Гимн <Ригведы> гласит:

Рассеивайтесь, о Маруты, по поселениям: ищите,

Хватайте, давите ракшасов,

Которые летают по ночам, превратившись в птиц,

Или же которые совершают осквернение божественного обряда.

(Убей) совиного колдуна (и) сычиного колдуна,

Убей собачьего колдуна, а также волчьего колдуна,

Орлиного колдуна, а также ястребиного колдуна!

Раздроби ракшаса, как жернов (зерна), о Индра!

 

Но и здесь полная нестыковка.  Маруты, божества ветра, бури, грома и молнии, ведут род от  Маричи (луч света) - прародителя Солнечной династии. Но и ракшасы принадлежат к этой династии, в <Рамаяне> один из ракшасов носит имя Маричи. А Индра помогает Раване в его битве с Хануманом.   

Мари-Чи.  Как мы видим, марийцы ведут род от Солнечной династии. Но зачем-то переделали себя в Мари Эл. По-моему, зря, энергетика бога Чи сильнее, чем энергетика южного Эля.

Если расовая принадлежность Рамы не ясна, то восьмой аватар Вишну – Кришна - чернокожий и помогает чернокожим племенам Лунной династии царей – пандавам (Банту), в их битве с братьями – кауравами. Но каурый цвет на белый не походит. Да и сам Кришна – двоюродный брат кауравов по материнской линии.  Так что же  за <арийцы> жили на севере Азии? 

Я пытался прояснить расовые вопросы у антрополога А.Белова в книге <Звездная раса гипербореев>. Но там нет ни одного описания древних северных захоронений, нет и анализа северных рас. Зато утверждается, что существует отличная от других индоевропейцев <атлантическая> раса, к которой он относит пресловутых <кельтов>, да берберов с иберами. Но славян к ним он почему-то не относит, хотя это чистой воды славяне, что видно даже из реконструкций, приведенных самим А.Беловым.

<Рыжих и конопатых> А. Белов считает кроманьольцами, а блондинов - новой, не кроманьольской расой. Но современная антропология белобрысых финнов объединяет с типажами вроде Мкртычана и Эйнштейна в одну расу - <европеоидов-кавказаоидов>. В эту расу действительно слабо верится. Но про собственно <кавказоидов>, к которым относились и древние трипольцы, и ацтеки, у А.Белова нет ни слова. 

Поняв, что от антропологов помощи не дождаться, я плюнул на расовые изыскания, тем более что не только <русские>, но и славяне - и сейчас, и в прошлом - не этническое, и даже не этнокультурное понятие. Это всего лишь принадлежность к определенной языковой группе. На этом спорном постулате и закончим расовые изыскания.     

Еще <арья> переводится как <благородный воин>. Если воинами <арийцы> действительно были неплохими, то их благородство имеющимися историческими свидетельствами не подтверждается.

Если же  под <Арья>  понимать приполярные области, то <арийцами> являются все человеческие расы без исключения. Эти расы и стали создателями первых империй Севера.  Полярная топонимика Индии сходна с топонимикой Шумера. В Шумере полярные мифы также были чрезвычайно популярны. 

Мифы об Аратте, долине Кур и Хетта-ра-куре 

 Самоназвание шумеров санг-нгиг, <черноголовые>. Главный бог шумеров – Энлиль, бог ветра и воздуха, которому поклонялись на горе и которому посвящались вакхические мистерии с жертвоприношениями. Важным был и культ луны. Боги луны - Нанна или Син, и его супруга Нинлиль. Бог Солнца  назывался Уту.      Один из главных героев шумерского эпоса  - пастух Димузи или Таммуз, добившейся любви богини Инанны (аналог Изиды).  Мифы о Димузи очень поэтичны, суть их такова.  

Однажды своенравная Инанна решила подчинить себе подземный мир (Нергал или Страна Кур), котором управляла ее старшая сестра  Эришкегаль. Проникнув туда, она уже не могла вернуться назад и пообещала грозным стражам Нергала – Аннунакам, что пришлет замену. Но никто из богов не согласился ее заменить, и только смертный Димузи согласился отправиться в Царство мертвых. Полгода он проводит в подземном царстве, полгода, с весеннего по осеннее равноденствие, на Земле.    

Таммуз - третий царь Шумера (вернее, города Урука).  Второй – Энмеркар, ток, кто построил Урук, находился в напряженных отношениях с Араттой – страной, находящейся далеко на Севере, за семью горными хребтами, так высоко, что добраться до нее было очень трудно. Именно там находилась богиня Инанна. Энмеркар очень хотел заполучить себе и богиню и богатства Аратты – а там были золото, серебро, бирюза и другие драгоценные камни, которые Энмеркар был вынужден приобретать в обмен на зерно. Несмотря на напряженные отношения, когда на Урук напали племена <мар-ту>, Аратта оказала военную помощь Энмеркару. Послом является сын ЭнмеркараЛугаль-банда, до этого он ходил в далекую страну Забу за благословением птицы Имдугуд. Любопытно, что В.И. Гуляев (Шумер,Вавилон, Ассирия, М., Алетейа, 2005) посчитал эти истории полностью мифическими. В том числе и  историю Димузи. Но мы легендам верим больше, чем письменным источникам.  Тем более они перекликаются с индийскими мифами. И везде мы видим страну Аратту (Бхарату), история которой описана в <Рамаяме>. В Индии до сих пор существует церемония <Аратти>. Она происходит два раза в год – в  октябре и апреле, во время церемонии статуи богов и богинь погружают в воду. Аналогичные обряды крещения  существовали и в Египте (Осирис), Шумере (Димузи), в Греции (Адонис) и др. странах. Служители этих культов, как и ессеи, отращивали волосы <во всю длину>, основа культа – воздержание и чистота. Христиане унаследовали эти обряды, а также и их символы.

Богиня Инанна в трусах. ШумерХотя цивилизация Шумера полностью аналогична тольтекской и является ее осколком, она заброшена в какие-то неслыханные тысячелетия до н.э. Видимо, на том основании, что шумеры писали тексты на глиняных табличках, да еще пиктограммами. Но китайцы до сих пор пишут иероглифами. Означает ли это, что всем текстам, написанным иероглифами, три тысячи лет? Что касается археологических находок, то достаточно взглянуть на одну из <древних> статуэток богини Инанны (рис. 18-1). Хорошо видно, что на ней  трусы. Не знаю, положено ли богине носить трусы, но изобрели их в Европе где-то в веке семнадцатом, однако женщины свободно обходились без них вплоть до двадцатого века, а на востоке и дольше.

 Известна из других источников и <страна Абу> и долина Куру – знаменитая долина индийского эпоса.

Законный наследник престола – Бхишма, отказывается от престола, и, даже, чтобы сохранить род и наследство Бхараты, советует вдовам погибшего младшего брата отдаться брахману-отшельнику. Вряд ли это делалось добровольно. Брахман описывается очень грязным, обросшим и вонючим. Одна из вдов, Амбика, закрыла глаза, и ее сын, Дасарата, родился слепым. Другая, Амбалика, побледнела, и ее сын Панду, родился бледным. Панду стал царем, но своих детей у него не было, якобы, из-за проклятия некоего риши. А его жены родили ему детей от других брахманов, то есть, Кунти сходила на поклон к богу солнца Сурье, богу ветра Ваю, богу смерти Яме и громовержцу Индре, а Мадри – поклонилась небесным близнецам Ашвинам. Вот такая печальная арийская история.

Дети Панду стали называться пандавами, а дети слепого царя Дасараты – кауравами. Даса, дасью – в <Ригведе> определяются, как <черная кожа>, и описываются как  низкорослые, плосконосые, с враждебной речью, лишенные богов и жертвоприношений

Но <каурая> масть – светло-каштановая и даже желто-рыжая. А вот пандавы известны как чернокожие племена Банту. И опять полная расовая путаница

Пандавы соперничали за власть с кауравами, в конце концов, победили, правили в долине Куру, но затем стали <небожителями>. Долина Куру превратилась в царство мертвых - Кур.

В индийских легендах долина Куру называется также Хетта-ра-кура, там, вблизи Полярной звезды, жили племена хутту-ра.

Хатты и хетты – народы, поселившиеся в Малой Азии поблизости друг от друга. О хаттах мало что известно, их вскоре поглотили хетты. Придя в Малую Азию, хетты сосредоточились на строительстве грандиозных подземные катакомб со сложной системой вентиляции и коридоров, перекрывающихся задвижками, в которых могли укрыться до ста тысяч человек. Зачем? В. Н. Демин небезосновательно предположил, что они в прошлом пережили климатический катаклизм, спасшись в пещерах, и готовились к новым потрясениям.

Локализация Верхней Индии особой загадки не представляет. Аратту  мы расшифровали еще в главе 5. Ар  – (х)ат  -та. Земля домов у реки. И долину домов мы уже обнаружили. Это бассейны рек Хатанги и Хеты. Вкупе с Ессейской котловиной и окружающими плоскогорьями (Ханумано - Ханаанскими землями) получится приличная территория. 

Помимо Хеты, притока Хатанги, существуют еще две – Малая и Большая Хеты, притоки Енисея. Хотя там земледельческие ландшафты отмечаются редко и имеют локальное распространение, там также могут быть интересные обекты, прежде всего крепости. 

Поиски   древних городов 

Поиски древних поселений Севера и Сибири – задача очень непростая. Многие антропогенные объекты попросту уничтожены термокарстовыми процессами. Мерзлые грунты на большей части Азии не являются <вечными> и стабильными, в них периодически возникают талые зоны, и ландшафты, сформированныве на рыхлых обводненных отложениях, кардинальным образом преобразуются. Таким образом, поиск объектов древней цивилизации возможен лишь на определенных участках.

Телли на коренных породах 

Гебекли Тепе. Святилище - драконтийОдним из традиционных мест  поселения являются  излучины рек, стрелки на Антропогенные объекты Севера. Останцы (?) правильной формыустье притоков, мысовые телли  и другие природой защищенные объекты. Особенно интересны борта крупных низменностей, и, соответственно,  крупных земледельческих районов. На участках, сложенных коренными породами, на которых  криогенные формы рельефа не развиваются, могут сохраниться остатки крепостей и небольших поселений. Возможно и обнаружение древних культовых сооружений – <драконтий>, которые часто расположены на возвышенных местах, как святилище Гебекли Тепе в Турции (рис.18-2). Иногда на севере встречаются участки со сходной текстурой рельефа, с небольшими выступами разной формы (рис. 18-3, устье Енисея).

Аналог Синташтинского кургана. Северная цивилизация

Антропогенные объекты Севера. Башня на мысовом телле

 

Встречаютя башни на классических круглых мысовых теллях. Один из районов широкого развития выровненных мысовых теллей – небольшой приток Зырянка на правобережье Енисея между пос. Селякино и Казанцево. На некоторых теллях видны башнеобразные объекты (рис.18-4, рис. 18-5).  Последняя структура наиболее любопытна, поскольку очень напоминает структуру раскопанных курганов, например, Большого Синташтинского (рис.10-11). 

Цивилизация Севера. Круглая платформа на КотуеЧасто мысовые телли отличаются от окружающего ландшафта формами микрорельефа, внутренним Цивилизация Севера. Башня и валы на мысовом теллерисунком, сходным с антропогенными объектами. Иногда видны валы, ограничивающие мысовые телли (рис. 18-6). 

Помимо обычных мысовых теллей, часто встречаются и правильные круглые платформы разного диаметра (рис.18-7, рис. 18-8)

   

Цивилизация Севера. типичный кольцевой телльЦивилизация Севера. Круглая платформа на АнюеРазличных объектов, интересных для наземного обследования так много, что впору создавать специальный каталог таких структур, который мог бы пополняться интернет-сообществом.    А ряд доступных объектов и исследоваться наземными методами. 

Такие структуры находятся не только в районе Хатанги и Енисея, но и далее на восток, на участках высокого разрешения. Один из таких круглых объектов находится на крутом берегу Анюя, недалеко от пос. Пятистенного (рис.18-9). 

Средняя Индия  - Согдиана, Юдиана, Юдумея, Иудея 

Если северная или Верхнея Индия известна как  Аратта и Хетта-ра-кура, то в процессе Исхода в Средней Азии формируется еще одна Индия – Средняя, более известна под именем Согдианы. Располагают ее в междуречье Аму - и Сыр-Дарьи, в долине реки Согда - Зеравшана, вокруг основных центров – Бухары и Самарканда.  Согдианы входит в состав Кушанского царства, которое относят к I- III векам н.э., в реальной хронологи это соответствует монгольскому периоду. Да и само название царства появилось тогда, когда правнук Чагатая монгольский хан Кебекхан (1309-1321) перевел свою резиденцию из Илийской долины в долину реки Куш (Кашкадарьи). В <античном> отражении все лавры принадлежат правителю юэджей  Куджуле Кадфису. Wikipedia рассказывает об его усилиях по укрупнению  и усилению царства, а также собщает, что кушанское письмо основано на греческом алфавите с добавлением фонемы <ш>. Уж не славянский ли это алфавит?

Официальной религией Кушанского царства называется буддизм, и даже <греко-буддизм>. Надо полагать за этим термином скрываются несториане. Рубрук подтверждает, что монголы Илийской долины приддерживались буддизма, но не препятствовали другим вероисповеданиям. По Рашид-ад-дину, к несторианству более склонны были найманы, а тюркское население -  к мусульманству.

А основание Самарканда, и, собственно, возвышение Согдианы вообще приписывают Темерлану. Хотя на месте Самарканда существовал какой-то древний город – ныне плато Афросиаб в центре города.

В среднеазиатских источниках эта территория более известна как Мавераннахр (Заречье) – поскольку она расположена на восточном берегу Аму-дарьи, напротив Хорасана. По сведениям Рашид-ад-дина, при монгольском завоевании эти территории пострадали незначительно, особенно по сравнению с Хорезмом и Хорасаном.                                                                             

В китайских летописях основание Согдианы приписывается  юэчжам - кочевому  народу, жившему <от Дунь-хуана (Монголия) на север, от Великой стены при Ордосе – на северо-запад до Хами>.   Как только не пытаются уточнить произношение Согдианы – Suidiod, sqwied-di, squdia, однако, сколько <юэчжи> не крути, все равно получится <ю-ди>. <Ю> - камень, обозначающий высшее начало, до сих пор носят буддийские монахи.

Е.П. Блаватская приводит очень много доказательств тождественности Средней Индии и Иудеи.

Нет нужды говорить, что ю-ди принесли в Европу оккультные науки. Вся средневековая Европа была наводнена тайными орденами розенкрейцеров, иезуитов, тамплиеров и прочих франкмасонов – каббалистов, магов и алхимиков, пытающихся разгадать <великое всеобъемлющее слово> и тайну <философского камня>. Все это было  вынесено из Индии – Согдианы. Любопытно, что отец Иосифа Скалигера, автора нынешней каббалистической хронологии, звался Юлий Цезарь Скалигер. Именно сочинение Скалигера–старшего - <Поэтика> (1561) вкупе со <вновь открытой> <Поэтикой> Аристотеля (1570) оказала сильнейшее влияние на литературоведение и мировую культуру. Уже Скалигер-старший занимался мистификацией и созданием <античной> истории и философии.

С юэчжами И Согдианой тесно связаны массагеты, <античными> географами помещаемые в те же пределы. – междуречье Аму- и Сыр-дарьи. В истории Кушанского царства основатель царства Куджула Кадфиз (Кебекхан или кто-то еще из более ранних чагатаев)  заключает соглашение с местным <индо-греческим> правителем Гермеем. Возможно Гермей – это  и есть индогерманские племена, они же массагеты и готы.   Германские племена оставили много топонимов в Азии – это Керман в Иране, Керманшах в Ираке, Рашид-ад-дин сообщает, что султаны Кермана участвовали в походах Хулагу и его потомков. Встречается этот топоним и в Бухарской области – это город Карман. Оставшиеся в Азии ирано-германские племена растворились среди тюркских народов, то ушедшая на запад индогерманская Орда – вернее, ордена, а по Рубруку,  курии - сыграли важнейшую роль в формировании Римской империи германской нации, а также европейской истории. Возможно, именно Согдиана и являлась центром этой экспансии. Даже  латинский алфавит составлен на основе санскритских символов. Любопытна и латинская топонимика. 

Топонимика Ю и Ди 

Топонимика все выдает. Языческие греческие боги Зевс и Гера в латинском варианте приобретают буддийское звучание - Ю-питер и Ю-нона. Не избежала переименования и богиня юности Геба,  в латинском варианте став Ю-вентой. Не только германские, но и византийские императоры не избежали буддийского влияния - Ю-лий, Ю-лиан, Ю-стин, Ю- стиниан и проч.  Иоанн и тот скорее Ю-ан.                                                                                         

Топоним Ди, напрямую не связанный  с какой-то областью или народом и означающий в китайском языке - Белая голова – впрочем, этот термин применялся и для рыжих - распространен очень широко. Правда, в русском языке он не закрепился. Лю-Ди. Лу в древних языках – человек. Люди – это люди Ди. Но, может, и просто ю-Ди. О-Дин, Ди-во, ро–Ди-на, но и Ди-карь. Негусто. Но даже первые славянские князья Аскольд и Дир тоже образованы от <Ди>.     Ас-коло-ди. <Ас> на санскрите <дух>, но также употребляется как <бог> и <царь>. Солнечный царь Ди. Дир означает  тоже самое на языке Тота. Ди-Ра.  Многие русские имена содержат топоним <ди>. Владимир –   <имеющий> весь мир Ди>, Дмитрий – <солнечный Ди>. Вадим – <высокий Ди>. А в татарских именах этот топоним чуть ли не обязательный.  

Топоним <Ди> распространен и греко-ромейской мифологии. Диана, Дионис, Диоген. Кстати, последний просто стопроцентный буддийский бродячий монах по своей идеологии. Может, и идея и идеалист произошли от <Ди>. 

Но среди Ди были не только идеалисты. Основание Византии (Рума) связывают с Диоклетианом. Ромеи несли и совершенно новую военную идеологию. Дисциплина. Ди, сцеп, линия. Сцепленная линия Ди. Диспозиция, дислокация, дистанции, дивизия. Любопытно, что корни у многих якобы латинских слов – русские. Поза, лог (слагать), стан. А вот <виз>  имеет восточные корни. Визирь – правая рука государя, доверенное лицо. Директор, династия и даже диван (первоначально собрание старейшин - ванов) – все это производные от <Ди>. Из <Ин-Ди> вышел и арабский топоним  - <ад-Дин>. Но после распространения ислама в арабском языке стал распространятся топоним <Ка>. Мекка, Кааба, калиф, Коран, Казань, Каспий,  вплоть до Каддафи и <Алькаиды>.

                                                                             Пирамиды Согдианы 

Пирамиды СогдианыПирамиды Согдианы. Классическая <отрезанная> крепость с пирамидами наверхуДревние сооружения Согдианы уникальны, при том что здесь почти нет настоящих крепостей, как в Хорезме. Все крепости построены традиционным для Средней Азии способом – подрезкой склонов холмов (рис.18-10, рис.18-10a). Есть весьма оригинальные крепости, просто <отрезанные> от борта долины (рис.18-11). Если в других районах на этих крепостях  расположены кладбища, то в Согдиане на них часто построены пирамиды. Пирамиды построены по классическим буддийским канонам, имеют площадку для вершинного храма. Эти храмы давно снесены, а центральные части раскопаны. Видимо, какие-то ценности с покойным хоронили, вопреки распространяемым слухам, приводимым Рубруком.

Пирамиды Согдианы. Белая пирамида на искусственном островепирамиды Согдианы. Круглая пирамидаВпервые наткнувшись на эти пирамиды, я был несколько шокирован. Нигде у историков об этих пирамидах нет ни слова! Ничего нет и в Интернете. Между тем это настоящие пирамиды, хотя большинство построены из сырцовых кирпичей, но встречаются и каменные (рис. 18-12). Часто пирамиды окопаны рвом, грунт использовался для постройки пирамиды,  и они как бы стоят на острове. Такую картину на севере можно увидеть повсеместно, в том числе и в Верхней Индии, на реках Хете и Хатанге, и в  пятой главе такие снимки приводились. Помимо квадратных пирамид, встречаются круглые пирамиды и курганы  (рис. 18-13). Некоторые пирамиды окружены рвом и далее широкими земляными стенами (рис. 18-14). Пирамиды Согдианы. Шестигранная мандалаПирамиды Согдианы. Классическая мандалаВстречаются как круглые, так и квадратные сооружения, построенные по типу мандалы  (рис. 18-15).

Есть сооружения, близкие по своему строению к крепостям. Расположены они на типичных для района платформах, но по периметру их видны остатки стен (рис.18-16). Многие пирамиды сильно поврежденны и разрыты, некоторые срыты полностью, и тогда видна внутренняя концентрическая планировка курганов (рис.18-17). Похоже, что насыпные пирамиды представляют собой сложные погребальные комплексы с обилием внутренних камер и помещений.

Пирамиды Согдианы. Квадратная каменная пирамидаПирамиды Согдианы. Раскопанный СтоунхеджПирамиды не такие большие, как в Сиане, несколько десятков метров в поперечнике – но это не царские захоронения, и для гражданских захоронений они просто гигантские. Видимо, есть пирамиды, и превышающие сотню метров в поперечнике. Детального прочесывания я не делал, но и так ясно, что пирамид здесь очень много. После Сианя это безусловно крупнейший в Евразии район массового <пирамидостроения>. Хотя, если подсчитать все курганы, неизвестно, где будет больше. Но это далеко не все пирамиды Мавераннахра! 

                                                                     Пирамиды-мандалы Куша 

Кушанское царство Кебекхана. Дворец в КаршиПирамиды Куша. Классическая крепость-мандала с пирамидой в центреПоскольку резиденцией Кабекхана был город Карши (др. тюркское <карши> – дворец) на Кашкардарье, то было интересно взглянуть и на этот самый дворец. Дворец я не нашел, правда, есть окруженное мощными стенами разрушенное сооружение, сходное с классическим замком-крепостью (рис. 18-18), таких много в Хорезме. Внутри находятся пирамидальные платформы с развалинами крупных зданий. Но почему с ним обошлись так непочтительно, проведя сквозь него сразу две дороги? Внутри видна старая планировка и остатки дворцов. 

Позднее на этот участок появились снимки высокого разрешения, позволяющие трактовать это сооружение как одну из столиц империи - кушанский Каракорум. Нашлись и описания этого Каракорума, они приводятся в конце главы.

Хотя с дворцами в Куше не так хорошо, как в Хорезме, зато в этом районе нашлись совершенно фантастические и уникальные сооружения. Все окресности Карши и Кушкера уставлены земляными крепостями в виде мандалы (рис.18-Пирамиды Куша.Отрезная пирамида более 100м в поперечникеПирамиды Куша. Отрезная пирамида.19). Все они разной планировки, зависящей от рельефа местности. Для их строительства использовались природные холмы разной формы. Объединяет их одно – внутри них находится пирамида, видимо, символизирующая гору Меру.  Большинство пирамид <вырезано> прямо внутри холма, вынутый грунт идет на отсыпку как внутреннего кургана, так и окружающей платформы – крепости (рис.18-20) Платформы обычно имеют неправильную форму, при том, что пирамиды внутри них могут превышать  сто метров  в поперечнике (рис. 18-21).

Есть просто гигатнские пирамиды, одна из таких пирамид имет сто пятьдесят метров в основании, и при этом правильную квадратную форму (рис. 18-22). Есть целиком насыпные крепости, тогда Пирамиды Куша. Пирамида 150м в поперечнике внутри озера Пирамиды Куша. Классическая мандала с пирамидой среди озератреони имеют достаточно правильную форму в виде мандалы (рис. 18-23). В окрестностях Карши встречаются погребальные комплексы всех тех типов, что встречены в Согде – подрезанные, а также <отрезанные> от борта долины платформы традиционного типа. На них также обычно стоят пирамиды, как квадратные, так и круглые. Помимо пирамид-мандал и пирамид на платформах, в окрестностях много и отдельно стоящих пирамид. Они округлые, но также имеют на вершине площадку для храма.

 Есть и весьма крупные пирамиды, а некоторые превышают сотню метров в основании (рис. 18-24).  На крепостях Куша мусульманские кладбища практически не встречаются, это царские захоронения. К югу от пос.

Пирамиды Куша.Круглая пирамида диаметром 110мПирамиды Куша. Курган 800м в поперечникеКашкадарья нашелся гигантский (750-800 м в поперечнике) насыпной курган (рис.18-25).  Наверху -  площадка в виде усеченной, плохо сохранившейся пирамиды с основанием 120 метров. На вершине есть небольшая мечеть (?), склоны кургана превращены в кладбище. Видимо, здесь покоится почитаемый мусульманами святой или особо почитаемый правитель, которому простили <языческое> погребение. Вокруг в изобилии пирамиды, как одиночные, так и мандалы. 

Пирамиды Куша. Пирамида диаметром 150м на гигантской платформеПирамида Куша. Двуглавая пирамида Встретилось и еще одно интересное сооружение. Крупная круглая усеченная пирамида диаметром около 150м стоит на крупной платформе продолговатой <утюгообразной> формы (рис.18-26).

Пирамиды Куша можно показывать до бесконечности, их много и они разные, в отличие от пирамид Сианя, построенных по строгому канону.  Есть даже сдвоенные пирамиды (рис.18-27). Полет фантазии <монголов> никто не ограничивал. 

Фигура печальная, или тайная история монголов 

Конечно, приятно почувсвовать себя <первооткрывателем> такого уникального заповедника древних памятников. Но с другой стороны, чувствуешь себя полным идиотом – как легко обводят нас вокруг пальца. Историки долгое время скрывали от общественности монгольские пирамиды Сианя. Ну, ладно, Китай, война, потом военные зоны, потом хунвэйбины и проч. Но тут-то кто мешал историкам найти эти пирамиды? Пирамиды есть, их сотни, но их как бы и нет! Их не увидишь ни в одной  исторической программе. Ничего не прочитаешь в популярной литературе ни про них, ни про их строителей. Не выяснишь, кто в них покоился, как выглядели храмы на их вершинах,  и куда они делись.

Мы уже привыкли, что историки никакую информацию <из своей избы> не выносят. Но всегда находятся туристические фирмы, краеведы и просто любители, которые добывают хоть какую-то информацию и делятся ее с другими. Но здесь тоже абсолютная пустота, нет пирамид, и все тут!  

И понятно, почему так случилось. Совершенно очевидно, что все эти памятники – суть памятники монгольского Кушанского царства Кабекхана и его потомков, и никакаго другого Кушанского царства в районе никогда не существовало. И все в изобилии найденные здесь клады римских монет и <греческие> произведения исскуства в местных могильниках со скрипом можно приписать влиянию загадочных <эллинов> – но только в том случае,  если не показывать сами эти могильники царей, которые откровенно буддийские. Возможно, где-то в земле лежат и разбитые статуи Будды, которые наверняка стояли на храмовых площадках.

Ну кто после увиденного поверит в сказку, что какой-то Македонский проскакал <галопом по Азии>, всех разгромил, а после него  на огромных просторах Азии пышным цветом расцвел эллиннизм. Благодаря каким-то грекам-колонистам, пришедшим  с Александром! Да их через день после ухода армии вырезали бы. Кто поверит в эти бредни?

В Элладе не найдено и тысячной доли тех кладов и <эллинистических> произведений искусства, что найдены в Карши, не говоря о Бухаре и Самарканде. Эллада в Греции – такой же миф, как Каракорум в Монголии. Эллада – это Элам, это Вечный Эль, это родина Алладина -  и это Азия.

На роль Александра подходят куда более реальные кандидаты. И Чингиз, и Хулагу, и Темерлан. Даже Кабекхан. Выбирай любого. Это их усилиями  был построен блистательный Рим, принесен эллинизм и <греко-буддизм>, по выражению изворотливых историков, а иначе, христианство, в погрязшую в междоусобицах <варварскую> Европу.

Пора бы уже отдать долги, и вернуть <монголам> то, что у них украдено, в том числе и Рим, и Элладу.                                                                         

Своеобразие земляных крепостней Куша и Согда заставило еще раз вернуться на Север и поискать там аналоги таких структур. В первой части мы много раз встречали структуры,  приближающиеся по своему плану к мандале. Но обычно такие структуры имеют центром круглое озеро, а здесь мы видим купол – символ горы Меру.  Сами крепости, особенно те, которые расположены на холмах с подрезанныи склонами, имеют абсолютно <свободную> планировку. Конечно, искать их непросто, особенно, если они сильно разрушены. 

Мандалы Севера 

Цивилизация Севера. Останцы - аналоги крепостей АзииЦивилизация Севера. Останец с пирамидой - полный аналог пирамид СогдианыНа традиционные для Средней Азии крепости     с подрезанными склонами очень похожи останцы мерзлых пород среди таликов (рис.18-28, рис.18-29). Последний останец – полная копия крепостей-платформ с пирамидой, широко развитых в Согде. Есть и останцы коренных пород, сходные с крепостями Средней Азии. Все они требуют учета, а наиболее интересные – более детального изучения. 

Природные структуры - мандалы, аналоги пирамид Куша Природная мандала - аналог пирамид КушаПредставляет интерес и поиск структур-мандал с центральной врезанной пирамидой, расположенных на коренных породах. Природных структур такого плана очень много, они бывают как круглые (рис.18-30), так и квадратные (рис.18-31). Но нужно искать структуры, у которых явно видны следы подрезки склонов. Пока такая структура не встретилась, но с появлением снимков высокого роазрешения такие объекты могут найтись. 

Таким образом, класс объектов, которые могли использоваться древними цивилизациями в качестве поселений, крепостей   и ритуальных мест весьма широк, и уже сегодня можно составлять карты распределения таких объектов. 

Каракорум Куша  

Историки основание дворца на Кашкадарье приписывают Кабекхану (1309-1321гг), но Рашид-ад- дин пишет, что построил его Менгу. С хронологией и даже основными персонажами монголов не все так гладко, как написано в учебниках. Разные источники одни и те же деяния приписываются разным правителям, отстоящих друг от друга иногда на более, чем сто лет. Тохта соответствует Тохтамышу, Хулагу соответствует Тимуру, и они оспаривают друг у друга факт "отмщения неразумным хазарам" и разрушения хазарского Каракорума  после того, как Берке (правильнее Борка, Борак или даже Борька, и он же Урус-хан)  принимает мусульманство. История эта чрезвычайно занимательная, но почему-то историков не интересует. Либо они свои исследования на эту тему тщательно прячут.

Рашид-ад-дин так описывает Каракорум в Кушанском царстве:

<Рассказ о высоких  зданиях, которые каан возвел со времени выступления царевичей в поход в Кипчакскую степь и до их возвращения; памятка о его летних и зимних становищах, о привалах и биваках

От начала коин-ил, года барана, соответствующего 632 г.х. [26 сентября 1234 – 15 сентября 1235 г. н.э.], когда каан отправил царевичей [в поход] в Кипчакскую степь, и до хукар-ил, соответствующего 638 г.х. [23 июля 1240 – 11 июля 1241 г. н.э.], когда Гуюк-хан и Менгу-каан возвратились [из похода], в течение семи лет [каан] наслаждался жизнью и развлекался; передвигался с летовок на зимовки, с зимовок на летовки радостный и счастливый и постоянно был поглощен различными наслаждениями с красивыми женами и луноликими пленительницами сердец.

И при всех обстоятельствах [он] расточал свои благословенные помыслы на благое дело правосудия и милосердия, на устранение несправедливости и вражды, на благоустройство городов и областей и возведение разного рода зданий. Он никогда не пренебрегал ни одним соображением, касающимся устроения основ миродержавия и возведения фундамента процветания. Так как он еще раньше привез с собой из Китая разных ремесленников и мастеров всяких ремесл и искусств, то приказал построить в [своем] юрте Каракоруме,  где он по большей части в благополучии пребывал, дворец с очень высоким основанием и колоннами, как и приличествует высоким помыслам такого государя. Каждая сторона того дворца была длиною в полет стрелы. Посередине воздвигли величественный и высокий кушк и украсили то строение наилучшим образом и разрисовали живописью и изображениями и назвали его «карши». [Каан] сделал [его] своим благословенным престольным местом. Последовал указ, чтобы каждый из [его] братьев, сыновей и прочих царевичей, состоящих при нем, построил в окрестностях дворца по прекрасному дому. Все повиновались приказу. Когда те здания были окончены и стали прилегать одно к другому, то [их] оказалось целое множество. Он приказал, чтобы знаменитые золотых дел мастера сделали для шараб-ханэ из золота и серебра настольную утварь в форме животных, как то: слона, тигра, лошади и других. Их поставили вместо мункуров и наполнили вином и кумысом. Перед каждой фигурой устроили хауз из серебра; из отверстий тех фигур лилось вино и кумыс и текло в хаузы. [Каан] спросил: «Какой  самый лучший город в мире?». Сказали: «Багдад». Он приказал построить на берегу реки Орхона большой город, и его назвали Каракорум. Из китайской страны до того города расположили ямы, помимо баян-ямов, и назвали [их] нарин-ямами. Через каждые пять фарсангов [находился] один ям. Вышло 37 ямов. На каждом перегоне для охраны тех ямов поставили по одной тысяче. Он установил такой порядок, чтобы ежедневно туда [в Каракорум] прибывали из областей пятьсот повозок, груженных съестными припасами и напитками; [чтобы их] складывали в амбары и оттуда брали для расхода. Для зерна и вина устроили [такие] большие повозки, что каждую везли восемь волов. Он повелел, чтобы мастера-мусульмане построили кушк в одном дне пути от Каракорума, в том месте, где в древние времена находились сокольничие Афрасияба и которое называют Карчаган. Весной он пребывал там для запуска соколов, летом в местности …, там разбили такой большой шатер, что в нем помещалась тысяча человек, и его [шатер] никогда не убирали. Скрепы его были золотые, внутренность его была обтянута тканями; его называли «Золотая ставка». Осенью он пребывал в Куше-нор, в  четырех днях пути от Каракорума, там он совершал сорокадневный пост. Зимой его местопребывание было Онг-хин; охотясь, он шел горами Буленку и Джалинку и зимовку заканчивал там. В общем, весенним его местопребыванием были окрестности Каракорума, летним – луговья ..., осенним – [местность] [от] Куше-нор по Усун-кул, в одном дне пути от Каракорума, а зимним – Онг-хин. Когда он направлялся в Каракорум, то [останавливался] в двух фарсангах от города, [где] построил высокий кушк, названный [им] Тургу-Балык, там он вкушал таргу и веселился один день. На другой день все надевали одинакового цвета одежду и шли оттуда в Карши, а впереди выступали юные жонглеры. В Карши он развлекался в течение месяца и, раскрыв двери казнохранилища, оделял знатных людей и простой народ своей всеобъемлющей милостью. Каждый вечер он устраивал состязания лучников, арбалетчиков и борцов и одарял того, кто достигал превосходства. Он приказал, чтобы на зимнем стойбище Онг-хин построили из кольев и глины ограду длиною в два дня пути. В ней сделали  проходы и назвали чихик. Во время охоты непрерывно сообщали окрестным войскам, чтобы все они, построившись в круг, шли к ограде и гнали туда зверя. Предусмотрительно оповестив [население в округе] на месяц пути, гнали добычу в чихик. Войска, выстроившись кольцом, стояли тесно плечо к плечу. Сначала [в загон] въезжал каан с толпой приближенных  и часок тешился и бил зверя, а когда прискучит, ехал на возвышенность посреди оцепления. Въезжали по порядку царевичи и эмиры, потом простые воины и били зверя. Потом часть отпускали для разводки.  Бакаулы делили добычу справедливо между всеми разрядами царевичей, эмиров и воинов и никого не обделяли. Все общество выполняло обряд целования праха и подношения даров, и после десятидневного празднества каждый род возвращался к своим юртам и жилищам.>

Каракорум в Куше. Кочевка Менгу и его ставкиПриведенная Рашид-ад-дином топонимика легко находится вокруг дворца Карши (рис. 18-32).

Кстати. возможно, слово <крыша> и <крышевание> происходят от <карши>.

Осенью хан кочевал от Куше-нор (четыре дня от дворца) до Усун-кул (один день от дворца), севернее дворца у реки Куш (Кашкадарьи) находится поселки Нарзим и Касан.

 Зимой кочевал по горам Буленку и Джалинку- там меньше снега и животным легче добыть пропитание - топонимы сохранились, это Bul'mas, Dzhalual-abad, Chil'dzhigut-bala, расположенные у этих гор.

Охотился он в тех же местах, в горах Онг-хин, эти горы - отроги Зеравшанского хребта - разделяют Карши и Афрасияб (Самарканд), на одном из перевалов находится поселок Chon-kayma.

Весной он возвращался в окрестности Каракорума, в Карчаган (один день от дворца) - это может быть местечко Khanabad либо нынешнее Карши (Каршаган).

Каракорум - Карши и ставки Менгу-каанаЗатем он останавливался в двух фарсангах (около 11 км)  в Тургу-Балык, возможно, это переправа через Кашкадарью, сейчас здесь мост (рис.18-33).

Летом хан пребывал в <Золотой ставке>, в местности, название которой в тексте повторяется дважды и дважды пропущено. Но на левобережье Куша имеется местечко Парчакала, иначе <парчовая ставка> - возможно, память о летнем шатре каана.

До Катая - Илийской долины около 1400км. С коэффициэнтом удлинения, равным 1,3 будет 1820 км, расстояние между ямами составит около 50 км.

Таким образом, все пункты находятся в нужном месте. Единственное - стоянки от дворца  находятся ближе указанных Рашид-ад-дином. Но он же утверждает, что до прихода сюда монголов здесь были абсолютно дикие места, и пришлось даже высаживать здесь маслины и почему-то иву. Таким образом, долина Кашкадарьи еще была не освоена, имелись многочисленные старицы, озера и болота. Реальный путь в таких местах сильно удлиняется - в два раза и более, и это противоречие снимается.

Первичный ландшафт местности сохранился в пределах дворца - здесь видны озера, болота и русла небольших речушек, а среди них - пирамидальные платформы с дворцами (рис.18-34) - монголы были отменными <ландшафтными дизайнерами>.

Описание именно этого дворца приведено в сочинении Марко Поло в качестве зимнего дворца Хубилая:

<ГЛАВА LXXXIVЗдесь описывается дворец великого хана  

Три месяца в году, декабрь, январь и февраль, великий хан живет в главном городе Катая – Кабалуте (в другом месте - Канбалук - авт.); там его большой дворец, и вот он каков: прежде всего квадратная стена; каждая сторона миля в длину, а в округе, значит, четыре мили (китайская миля равна 0,6км - авт.); стена толстая, в вышину добрых десять шагов, белая и кругом зубчатая; в каждом углу по красивому, богатому дворцу; в них хранится сбруя великого хана, луки, колчаны, седла, конские узды, тетивы, все, что нужно на войне; есть еще по дворцу у каждой стены, такие же, как угольные; всего по стенам восемь дворцов, и во всех сбруя великого хана; в каждом, знайте, одно что-нибудь: в одном луки и ничего иного, в другом только одни седла, и так в каждом одно что-нибудь. В стене на юг пять ворот; посередине большие, открываются, только когда великий хан выезжает или въезжает; после них с двух сторон по воротам; ими входят все прочие люди; а по углам есть еще по большим воротам, ими входит всякий. 

Карши. Каракорум в КушеИмператорский дворец. ПекинЗа стеной этой есть другая, в поперечнике поменьше, нежели в длину; и тут восемь дворцов, таких же, как и первые, и в них также хранится сбруя великого хана. На юг в этой стене, как и в первой, пять ворот; и по углам ворота, так же как и там; посередине дворец великого хана, выстроен он вот как: такого большого нигде не видано; второго этажа нет, а фундамент над землей десять пядей; крыша превысокая. Стены в больших и в малых покоях покрыты золотом и серебром, и разрисованы по ним драконы и звери, птицы, кони и всякого рода звери, и так-то стены покрыты, что, кроме золота и живописи, ничего не видно. Зала такая просторная, более шести тысяч человек может там быть. 

Диву даешься, сколько там покоев, просторных и прекрасно устроенных, и никому в свете не выстроить и не устроить покоев лучше этих. А крыша красная, зеленая, голубая, желтая, всех цветов, тонко да искусно вылощена, блестит как кристальная и светится издали кругом дворца. Крыша эта, знайте, крепкая, выстроена прочно, простоит многие годы. 

Между первой и второй стеной – луга и прекрасные дерева и всякого рода звери; есть тут и белые олени, и зверьки с мускусом, антилопы и лани и всякие другие красивые звери, и за стенами только по дорогам, где люди ходят, их нет, а в других местах и там много красивых зверей. 

В северо-западном углу большое озеро и много там разных рыб. Великий хан велел напустить туда рыб, и всякий раз, когда захочется ему рыбы, сколько нужно, там и есть. Берет там начало и вытекает из озера, скажу вам, большая река, рыбе выход железными и стальными сетями загорожен. 

От дворца на север, скажу вам, на один выстрел из лука великий хан приказал устроить холм. Холм в вышину сто шагов, а в округе тысячу; весь он покрыт деревами; они всегда в зелени, никогда не бывают без листьев. Когда кто великому хану расскажет о каком-нибудь красивом дереве, он приказывает вырыть то дерево с корнями и с землей и на слонах привезти к тому холму; как бы велико ни было дерево, его привозят, и самые красивые в свете дерева тут. 

Холм этот великий хан приказал покрыть лазуриком зеленым; и дерева тут зеленые, и гора зеленая, и все зеленое, и зовется возвышенность Зеленым холмом. На вершине, посредине – дворец, большой, красивый и весь зеленый. Так это все: и гора, и деревья, и дворец – с виду прекрасно, смотришь, и сердце веселится. Оттого-то и устроил все это великий хан, чтобы было на что порадоваться.>

Как видно из описания, дворец в Кашкадарье более подходит для Кабулата, чем императорский дворец в Пекине (рис. 18-35). Имеется и холм к северу, и озера в северо-западной части, и остатки второй стены, и пять дверей в южной стене. Вот только они изувечены двумя дорогами - железнодорожной и автомобильной, проведенными прямо сквозь бывшую великую столицу Великой Империи. Спасибо, что стены бульдозерами не сровняли.

 Летний дворец Хубилая Ксанду (Чанду, Чианду) – Шанду историки помещают к северу от Китайской стены. Здесь находятся развалины города, известные под названием Чжун-найман-сюме (108 кумирен). Марко Поло дает и его описание, любопытно было бы сравнить его с местностью.

 

Предыдущая глава
Следующая глава